Метод А. Томатиса

Метод А. Томатиса - это система слуховых тренировок. Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. Слуховые  тренировки по методу А. Томатиса  направлены на то,чтобы обучить мозг воспринимать слуховую информацию более эффективно,организованно и сбалансированно.

НУЖНО ЛИ ЭТО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?

Эти тренировки назначаются детям с задержками речевого и психомоторного развития, нарушениями  устной и письменной речи (дисграфия, дислексия),  с нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, с  нарушениями функции равновесия.

КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ЭТО РЕШАЕТ?

Многие дети с совершенно нормальным слухом очень плохо воспринимают и усваивают то, что слышат. Им много раз приходится повторять одно и то же, они производят впечатление невнимательных. В условиях шума (например, в школе или в детском саду) эти трудности усугубляются. Неумение перерабатывать и анализировать услышанную информацию приводит к проблемам в учебе, тормозит развитие социальных навыков. Аудио-вокальные тренировки по методу А.Томатиса позволяют научить уши анализировать и усваивать ту информацию, которая раньше не усваивалась.

КАК ПРОВОДИТСЯ?

Применение этого метода возможно благодаря специальному сложному устройству, которое называется Электронное Ухо. Во время занятия ребенок через наушники слушает музыку Моцарта или григорианские песнопения. При этом Электронное Ухо фильтрует музыку определенным образом, заставляя слуховую систему работать более эффективно. Во время тренировки ребенок может играть, рисовать или заниматься любым спокойным видом деятельности. Для каждого ребенка фильтры Электронного Уха настраиваются индивидуально.

КАКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ?

  • острый период любых заболеваний,
  • тяжелая артериальная гипертензия
  • опухолевые заболевания.

Перед назначением необходимо проведение электроэнцефалограммы. Занятия можно начинать в 3-4 года.

Слуховой тренинг должен быть длительным, так как мозг учится только спустя 40-45 часов.

ТОМАТИС

Ухо – многофункциональный орган, который связан со многими системами организма, а слуховая система связана со многими функциями психики.

Одним из самых актуальных моментов в развитии ребенка является развитие  речи - основы мышления, интеллекта. А.Томатис  открыл, что: «Голос воспроизводит лишь то, что слушает ухо». Другими словами,  ребенок может воспроизвести только те звуки, которые он услышал. При формировании речи неправильное понимание или неверное представление (иррациональное представление) об акустической ситуации, не позволяет достигнуть нужного результата.

Задержка речи и проблемы обучаемости  - очень часто встречающиеся сегодня отклонения.  Эти нарушения, как правило, имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в пренатальный (предродовой) период вследствие, например, инфекций или сильного нервного напряжения матери. Другим фактором могут стать травмы во время родов, в результате которых мозг ребенка может получить повреждения, в том числе, органического характера. Метод «Томатис» помогает компенсировать это недоразвитие, стимулируя речевые центры головного мозга с помощью специально обработанной музыки. Происходит процесс адаптации мозга к этому воздействию. Он как бы «просыпается», активизируется, в нем формируются устойчивые нейронные связи.

Томатис и БАК (биоакустическая коррекция).

Часто  родители спрашивают: «Чем отличаются методы БАК (биоакустической коррекции) и Томатис?  Одинаково ли действуют эти методы или по-разному?»

Сразу нужно сказать, что методы это, конечно, разные.  Общее у них только то, что оба они воздействуют посредством прослушивания звукового ряда в наушниках. Кроме того,  и биоакустическая коррекция, и метод Томатис  применяются при схожей, или даже одинаковой проблематике. Такой, например, как :

       1. Нарушения психического развития (задержка умственного развития, умственная отсталость, аутистический синдром).

       2. Нарушения речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия).

       3. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

        И так далее…

Различие между методами БАК и Томатис состоит в том процессе, на который в большей степени действует метод и в принципе действия самого оборудования. Биоакустическая коррекция, как видно даже из самого названия метода, это корректирование электрической активности мозга (его электроэнцефалограммы) самим же мозгом посредством обратной связи, в качестве которой  выступает  музыка, вернее набор звуков. ЭЭГ человека преобразуется в звуки и в реальном времени проигрывается самому же человеку через наушники. Если ЭЭГ  имеет отклонения от нормы, то музыка воспринимается как неприятная, негармоничная, раздражающая, и единственным способом убрать это раздражающее воздействие является приведение параметров ЭЭГ к нормальным показателям и тем самым изменить музыку, сделать ее для  себя приятнее. Поступающие музыкальные сигналы постепенно активизируют механизмы обратной связи, в результате пациент самостоятельно корректирует электрическую активность головного мозга, что приводит к гармонизации звуковой картины. Таким образом, гармонизация  ЭЭГ происходит непроизвольно, без сознательной деятельности пациента. Эта непроизвольность позволяет применять БАК детям, когда нельзя требовать сознательного реагирования на обратную связь. Так как человек во время сеанса БАК расслаблен и отдыхает, то происходящая гармонизация между процессами возбуждениям и торможения идет в сторону торможения, успокоения. Тем самым, биоакустическая коррекция, в первую очередь, учит организм саморегуляции, целью которой является успокоение.

Занятия по методу Томатиса, в первую очередь направлены на когнитивную, познавательную деятельность, способствует образованию новых нейронных связей. При методе Томатис специальным образом обработанная музыка тренирует мышцы слуховой системы, а определенные частоты активизируют конкретные участки мозга. Человек учится  лучше слышать самого себя, для того, чтобы лучше обдумывать свои мысли и говорить. Также в методе Томатис, кроме обычного воздушного способа передачи звука используется и костная проводимость. Через кость звук передается в 10 раз быстрее, чем через воздух, поэтому, можно сказать, что  костная проводимость подготавливает слуховую систему к сигналу, приходящему по воздушному каналу.  В методе Томатис используется ориентировочный рефлекс, с помощью которого повышается открытость сознания к новой информации, способствуя образованию новых нейронных связей.  Неожиданные, непрогнозируемые переключения частотных модуляций заставляют мозг все время ожидать новых событий. И, таким образом,  большее количество звуковых частот из разряда фоновых шумов переводить в разряд информационно-насыщенных.

Метод Томатис и БАК действуют на два разных процесса, протекающих в нейронах головного мозга. Если говорить упрощенно, то БАК ориентирован на процесс самосохранения, а Томатис - на процесс развития. Мы все время говорим «в основном», «большей степени» потому, что сознательно упрощаем ситуацию для того, чтобы отчетливее была видна разница между методами. Так же как и Томатис, который, в целом,  воздействует на мозг довольно сложным образом, используя различные дополнительные к речевым, специальные программы, направленные, в частности, на эмоциональную регуляцию, а так же программы: «голос мамы», «для изучающих языки» и пр., так и метод БАК тоже имеет специальную, «логопедическую» программу.

Обе методики  эффективны и имеют хорошие результаты. Поэтому открытым остается вопрос о том, какую методику применять ребенку,  и если обе, то в какой последовательности. Этот вопрос решается, исходя из «нейропсихологического профиля»  и основной проблематики ребенка. Приведем пример: если ребенок несобранный, не может сконцентрироваться, восприятие реальности происходит фрагментарно, он видит отдельные моменты, а  не картину в целом («за деревьями не видит леса»), то, учитывая, конечно,  остальные характеристики его состояния, мы зачастую сначала рекомендуем ему начать с БАК. Если же он на чем-то зациклен, «ходит по кругу», нуждается в «мозговом штурме», в «речевом прорыве», то, скорее всего,  целесообразно будет начинать  с прослушиваний по методу Томатис.